Необходимо обеспечить качественный отвод воды с поверхности автомобильных дорог через обочины и откосы в кюветы и канавы, чтобы избежать попадания поверхностных ливневых вод в нижние слои дорожной одежды. Для этой задачи поперечному профилю дороги необходимо придать требуемый уклон, а на обочинах осуществляется водоотводная система.
На тех участках, где дорога проходит по насыпи, в состав системы водоотвода могут входить кюветы, продольные и поперечные канавы, лотки и резервы. На участках выемок применяются только лотки и кюветы. Осадочные и талые воды, которые собраны у кромки автодороги, при помощи специальных русел отводятся в низины, имеющие доступ к водопропускным сооружениям или к речной системе.
Содержание
Элементы водоотвода
Расчетные характеристики элементов водоотвода требуется устанавливать, делая упор на нормативные значения. Помимо этого, следует принимать к сведению особенности каждого проекта, данные геологических изысканий и рельеф местности.
Канавы
Водоотводные канавы проектируются на основе учета уровня притока осадочных и талых поверхностных вод, типа грунтов. После подбора поперечного сечения канавы выполняется ее гидравлический расчет. В результате расчета назначаются оптимальные продольные уклоны. Отсюда же делают вывод по вопросу типа укрепления дна на определенных участках.
Укрепление откосов
При проектировании водоотводных систем нужно обеспечить защищенность откосов насыпей от размыва поверхностной водой. В зависимости от интенсивности стоков, используются разные виды укрепления откосов. Их могут усиливать монолитными бетонными сооружениями, сборными бетонными плитами и щебнем, засеивать травой.
Лотки
В случае, если на участке дороги преобладает слабый грунт, могут использоваться водоотводные лотки. Водоотводные лотки выпускаются в нескольких вариантах различных габаритов. Так, к примеру, лоток Л-1-7 имеет размеры 110х39х37 см и весит 130 кг. Некоторые из них снабжаются металлическими решетками, препятствующими попаданию твердых засоряющих объектов. Из лотков составляются каналы, из них вода будет отводиться от автодороги.
Кюветы
Поперечное сечение кюветов возможно осуществить трех вариантов. Чаще всего используют трапецеидальную форму, но допускается также сооружать прямоугольные и треугольные. В первую очередь минимально возможное сечение подвергается проверке на пропускную способность установленного объема воды, при потребности, его объемы увеличиваются. Осуществляется это при помощи увеличения глубины с сохранением ширины дна.