Многие сотрудникитаких фирм не получили должного образования и из-за присущей им спеси всочетании с невежеством обижаются на любое предложение послушаться хорошегосовета или нанять квалифицированный персонал.
Мой опыт свидетельствует о том, что далеко не все аварии попадают настраницы газет и что обычно они вызваны отсутствием должной добросовестностив работе и профессиональной компетентности. Сильно сомневаюсь, что лекарствоот этой болезни можно сыскать на пути большей регламентации всех операций.Что действительно необходимо, так это воспитание такого общественного мнения,чтобы на виновных в подобных “ошибках” смотрели как на людей аморальных.Человек не там, где нужно, просверлил отверстие в деревянном лонжеронекрыла, просто заткнул его и никому ничего не сказал. Он был оправдан. Возможно,присяжные сочли его вину с моральной точки зрения незначительной.
Хотелось бы также большей гласности. Ведь если действительные причиныаварии сделать известными широкой публике, то кое-кому придется не толькопокраснеть, но и понести урон – деловая и профессиональная репутация этихлюдей сильно пострадает. Большинство профессиональных инженеров это оченьостро осознает, и они либо вынужденно ведут себя тихо, либо рискуют понестисерьезные убытки. По-моему, эту трудность следовало бы попытаться как-тообойти. Хотя большинство аварий обычно происходит далеко не на центральныхулицах, а на задворках, о которых многие даже не слышали, случаются и весьмагромкие драматичные катастрофы, которые подолгу не сходят с первой полосыгазет. Такими были катастрофа с мостом через Тай в 1879 г., гибель “Кэптена”в 1870 г. и крушение дирижабля R101. Подобные катастрофы часто несут насебе отпечаток человеческих и политических страстей, имеющих в своей основеглавным образом амбицию и спесь. Такова была гибель “Кэптена”. Два человека,которые несли наибольшую моральную ответственность за катастрофу, дорогозаплатили за свои ошибки, один – собственной жизнью, другой – жизнью своегосына. К несчастью, погибли и многие другие.
Крушение дирижабля R101, сгоревшего в Бюво в 1930 г. после удара о землю,имело в своей основе те же причины. Подробно эти события описаны НевиломШьютом в его книге “Логарифмическая линейка”. Технической причиной авариибыл разрыв оболочки, которая протерлась в результате неправильного обращения.Однако истинными причинами катастрофы были гордость, зависть и политическиеамбиции. Министр авиации лейбористского правительства Томсон, на которомлежала основная ответственность, сгорел при аварии вместе со своим лакееми экипажем в количестве 50 человек. События, предшестовавшие катастрофе,развивались как раз таким образом, как, согласно моему собственному опыту,это обычно и происходит в подобных ситуациях. Сразу бросается в глаза атмосферанеизбежности всего происходящего. Из-за гордости и зависти, амбиции и политическогосоперничества внимание концентрируется только на каждодневных мелочах.Здесь уже не до широты суждений и здравого смысла – основы инженерногопроектирования. Все становится неуправляемым и на глазах катится к катастрофе.
Людей, работающих в мире техники, не минуют извечные человеческие слабости.Многие катастрофы несут на себе отпечаток драматичности и неизбежности,присущие греческим трагедиям. Быть может, некоторые наши учебники должныбыть написаны пером, похожим на перо Эсхила и Софокла, которые не былигуманистами.
Эффективность и эстетика, или мир, в котором мы должны жить
— Почему мистер Смит не вошел в ваш кабинет, господин президент?
— Мне не нравится его лицо.
— Но что бедняга может сделать со своим лицом?
— После сорока любой может сделать себе лицо.
Из рассказов о президенте Линкольне
Как-то мне пришлось работать в лаборатории взрывчатых веществ. Естественно,руководство принимало все возможные меры предосторожности против вторженияв лабораторию посторонних лиц, которые могли не только украсть и продатьвзрывчатку, но и взлететь на воздух вместе с нами. Поэтому все учреждениебыло окружено колючей проволокой, сигнализацией, вооруженной охраной, полицейскимисобаками и всем тем, что только может придумать изобретательный ум представителейслужбы безопасности.
Многие взрывчатые вещества основаны на нитроглицерине, который представляетсобой жидкость, чрезвычайно опасную как в обращении, так и при хранении.Малейшая фамильярность в обращении, например встряхивание бутыли, можетвызвать детонацию со всеми ее ужасными последствиями. Обычная безопаснаявзрывчатка, например динамит, содержит в большом количестве нитроглицерин,и безопасным в обращении его делают различные добавки, разработанные многолетнимиусилиями целого ряда довольно смелых ученых, таких, как Абель и Нобель.Экспериментаторы, вынужденные работать с чистым нитроглицерином, должныпринимать совершенно фантастические меры предосторожности, их работа стольопасна, что многие из них нередко страдают нервными расстройствами.